Россия издавна славится традиционным деревянным зодчеством – одним из наиболее самобытных явлений в русской культуре. Избы и терема, церкви и храмы – за многовековую историю их было возведено великое множество, особенно в северных краях с их бескрайними лесами. Некоторые из этих построек, удивляющих и сегодняшних архитекторов уникальностью способов возведения, конструкций и внутреннего устройства, сохранились до наших дней. Увидеть их, прикоснуться к ним – большая удача.
Кижи
Красота и эффектность этого архитектурного ансамбля из дерева бесспорны. Каждый приехавший на берег Онежского озера впервые бывает поражён и впечатлён этим чудом. Некоторые даже с чувством говорят, что не верят глазам своим. Сказка, декорация, мираж… Но нет! Реальнее двух церквей, восьмиугольной колокольни меж ними и двадцати двух куполов, которыми она оснащена, ничего нет. Всё настоящее, всё естественное, деревянное. Привет потомкам из ХVIII века.
Государственным музеем России Кижский погост (именно таково первоначальное предназначение этого места с постройками) стал в 1966 году. По всей Карелии тогда искали, находили и перевозили сюда, на берег Онеги, десятки сохранившихся старинных деревянных построек, все они восстанавливались на площади, ограниченной оградой погоста. В 1990 году Кижи вошли в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Приехать в музей-заповедник можно в течение всего года.
Музей имени В.П. Астафьева
Этим роскошным особняком гордится весь Красноярск, здесь его называют самым красивым домом в городе. И с этим трудно спорить. Строение, возведённое в XIX веке в стиле деревянного модерна с готическими мотивами, действительно впечатляет. Оно и в те времена считалось самым живописным. Первоначально домом владела купчиха Фрида Цукерман. В конце XIX века здесь проживал губернатор Енисейской губернии Теляковский с семьёй. После революции здание было национализировано, в нём располагалась Красноярская коммуна. В дальнейшем оно переходило из рук в руки, пока в 1946 году у писателей Красноярска не возникла идея о создании литературного музея. Однако от идеи до реализации прошло немало времени, и только инициатива писателя Виктора Астафьева возымела действие – 6 июня 1997 года музей был открыт. Его экспозиции посвящены сибирским писателям и литературе о Сибири.
Дом купца Г.В. Тетюшинова
Город Астрахань когда-то славился на всю Россию своими строениями из дерева, здесь жили настоящие мастера деревянного зодчества. Но, увы, до настоящего времени уцелеть удалось только одному дому. Зато какому! Это не дом, а дивный терем, окна – в резных наличниках, фасад с чудесными колоннами, присутствует и великолепная терраса. Возведена была такая красота в 1872 году купцом Григорием Тетюшиновым.
Сегодня в этом доме находится музей, и в нём проходят очень интересные экскурсии. На пороге посетители видят не обычных гидов, а… бывших «владельцев» и «слуг» этого старинного дома, они-то и рассказывают любознательным гостям о доме, о себе, о времени.
Дом-корабль «Россия»
В городе Кемерово все знают этого мастера-строителя Николая Орехова. Живёт себе человек на окраине и занимается тем, что сердцу мило, т.е. строит из дерева дом, да не простой, а… в форме корабля. В длину этот корабль – 14 метров, этажей в нём четыре, и всё без чертежей, на глазок, однако вышел дом-корабль крепким, надёжным. Началось строительство ещё в 2007 году, и вот, наконец-то, корабль «кинул якорь».
Первый этаж занимают баня с бассейном и туалет. Второй этаж – жилой, в трёх комнатах живёт семья мастера. Третий этаж отдан под оранжерею, а четвертый – это довольно просторная смотровая площадка.
Дворец царя Алексея Михайловича
ХVII век. 1660-е годы. Подмосковное село Коломенское. По велению царя Алексея Михайловича началось возведение деревянного дворца. Позже об этой постройке скажут – «венец русской архитектуры» своей эпохи. Дворец состоял из системы клетей, которые соединяли переходы (клеть – отдельное деревянное помещение). Но ему не суждено было стать столичными палатами царскими. Как только время правления Алексея Михайловича закончилось, столицей государства стал Санкт-Петербург. Коломенское оказалось в запустении, а дворец обветшал. Екатерине II пришла в голову мысль отремонтировать постройку, но в казне на это не оказалось средств. Тогда по её велению были записаны размеры палат и их подробное описание, после чего дворец был разобран, и на его месте высажены акации. В последующие годы предпринимались попытки восстановления строения, но им не суждено было претвориться в жизнь.
И вот в 2010 году незастроенная территория музея-заповедника была отдана под строительство исторической копии дворца. Вновь выстроенный чертог имеет те же самые размеры, фасады и общую планировку.
Музей деревянного зодчества
Жемчужина города Суздаля, образец высочайшего мастерства русских зодчих – так называют этот музейный ансамбль. Создавался он в 60-70-е годы XX века, проект был разработан известным архитектором Владимирской реставрационной мастерской Валерием Анисимовым. По своей сути данный музей – это стилизованная сельская улица, на которой есть всё, что положено, то есть церкви, дома, хозпостройки и т.п. Проходит эта улица по окраине Суздаля, по берегу реки Каменки, её не пропустят те, кто едет со стороны города Владимира. Место это знаковое, в XI веке именно здесь находился Дмитриевский монастырь, который не сохранился до наших дней. Нынешний ансамбль музея под открытым небом включает и пару церквей – Преображенскую и Воскресенскую, которые возведены, кстати, по примеру старых зодчих без гвоздей.
Приезжающие сюда туристы не просто созерцают эти строения как музейные экспонаты. С весны и до осени, т.е. в тёплое время года, здесь проводится много праздников в старинном духе с гуляниями, хороводами, русскими забавами, продажей уникальных сувениров (от берестяных туесов до глиняных свистулек и кувшинов). Здесь же готовятся разнообразные блюда традиционной русской кухни. И всё это очень важно, особенно для этого места, ведь проникнуться «русским духом» в отсутствие деревянных изб, церквей и прочих построек просто невозможно по определению.