• RU
Меню Закрыть

Мельбурнский книжный магазин, воспламенивший австралийский модернизм

Мельбурнский книжный магазин, воспламенивший австралийский модернизм
Никита Жугель (nikitazhugel007)

Никита Жугель (nikitazhugel007)

22 февраля 2021  

История возникновения австралийского модернизма часто сосредотачивается вокруг Хайде – мельбурнского художественного сообщества, где с 1934 года богемные меценаты Джон и Санди Рид воспитывали такие таланты, как Сидни Нолан, Альберт Такер, Джой Хестер и Джон Персиваль.


Но расположенный в самом сердце мельбурнских городских переулков был еще одним местом рождения австралийского модернизма. В доме 166 по Литтл-Коллинз – стрит, недалеко от “Парижского конца” Коллинз-стрит, находился художественный магазин Леонардо-книжный магазин, который в 1930-40-е годы вдохновил поколение молодых художников на создание доморощенного авангарда.


Книжный магазин был создан Джино Нибби, родившимся в Фермо, Италия, в 1896 году. Нибби учился на бухгалтера, но его страстью было современное искусство. В 1928 году он вместе с женой переехал в Мельбурн, а несколько месяцев спустя основал художественный магазин Леонардо.


Сначала на Почтамт-Плейс, потом на Литтл-Коллинз-стрит за Королевским театром Нибби заполнял полки импортными книгами на иностранных языках и цветными гравюрами современных европейских картин, открывая своим клиентам образы и идеи, никогда прежде не виданные в Австралии. В течение следующих двух десятилетий художественный магазин Леонардо, также известный как Nibbi's, был “прямой связью с Европой” для художников и интеллектуалов, жаждущих авангардной культуры.


Мельбурн тогда был далек от современного утонченного и космополитичного мегаполиса. Межвоенные десятилетия были расцветом политики Белой Австралии, и некоренное население было рассчитано как 98% “британцев”. С небольшим разнообразием и немногими внешними влияниями Мельбурн был степенным и консервативным городом, с подозрением относившимся к новым идеям, которые могли бросить вызов существующему положению вещей. “Диктатура самодовольных” - так в 1936 году охарактеризовал местную культуру культуролог П. Р. Стефенсен.


В мире искусства этот консерватизм проявился как яростный антагонизм по отношению к модернистской эстетике, революционизирующей искусство в Европе. Пикассо, Матисс, Сезанн, Гоген – художники, которых мы теперь почитаем как провидцев, – были отвергнуты австралийскими критиками как дегенераты, чьи абстрактные и экспрессионистские формы угрожали принципам академической живописи.


Под руководством архиконсерватора Дж. С. Макдональда Национальная галерея Виктории отказалась приобретать постимпрессионистское искусство. На протяжении 1930-х годов такие привратники мира искусства, как Макдональд и критик Лайонел Линдсей, отвергали модернизм как “импортированное и извращенное искусство”, происходящее из “мертвой руки европейского декаданса”.


Хотя местные художники Арнольд Шор и Уильям “Джок” Фрэйтер начали экспериментировать с модернизмом, националистические пасторальные пейзажи Артура Стритона и Ганса Хейзена оставались золотым стандартом австралийского искусства. Когда Мэри Сесил Аллен вернулась домой в Мельбурн из Нью-Йорка в 1936 году, местные критики осудили ее за то, что она выставляла “искаженные” и “причудливые” абстракции, которые иллюстрировали “поверхностную природу современной живописи”.


Мельбурнцы были отрезаны от последних художественных и культурных тенденций. Хотя средства массовой информации распространяли современные идеи и эстетику через дизайн, рекламу, кино и журналы, такие как The Home, мир изобразительного искусства “высокой культуры” оставался верен идеалам 19-го века.


Именно здесь Нибби сыграл решающую роль. До взрывной выставки современной европейской живописи 1939 года "Геральд" был единственным местом в Мельбурне, где можно было увидеть высококачественные цветные репродукции постимпрессионистского искусства.


Местные художники стекались на Литтл-Коллинз-стрит, чтобы насладиться последними гравюрами Сезанна, Гогена или Ван Гога, недавно прибывшими из Европы, восхищаясь смелыми цветами и абстрактными формами. Хотя первоначальные художники давно умерли, их работы были мало известны в Австралии. В Мельбурне 1930-х годов авангардное искусство конца 1800-х годов все еще было главной новостью.


Будущие гиганты австралийского модернизма – в том числе Артур Бойд, Джон Персиваль, Рассел Драйсдейл и Дональд Френд – открыли свои умы и глаза в художественном магазине Леонардо. Как вспоминал художник Лен Кроуфорд, “Нибби” оказал “мощное влияние”на местных художников, познакомив их с вещами, "о которых вы никогда не мечтали". Кроуфорд регулярно заглядывал, чтобы облить витрины. Когда позволяли средства, он расплескивал их на шестипенсовую открытку, чтобы забрать домой.


Магазин мог похвастаться беспрецедентным ассортиментом книг и журналов на немецком, французском, итальянском, испанском, русском, норвежском и голландском языках, а также английскими произведениями таких рискованных писателей, как Казанова и Норман Линдсей. Большой сторонник местной литературной сцены, Нибби запасался небольшими поэтическими сборниками, журналами и пьесами мельбурнских писателей. 


"Нибби" был местом сбора и интеллектуальным салоном, где начинающие модернисты могли встретиться с единомышленниками. Возбужденные изображениями, выставленными на витрине, посетители задерживались на несколько часов, обдумывая последние тенденции современной культуры. 


Нагуляв аппетит, толпа Нибби направлялась в китайское кафе на Лонсдейл-стрит, 201, известное как Dooey Din's, лучшее место в городе, где можно было посплетничать о мире искусства. Также по соседству располагались маленькая студия Альберта Такера на Коллинз-стрит и салон Синтии Рид. В 367 Литтл Коллинз Синтия Рид была печально известна в середине 1930-х годов тем, что выставляла спорных модернистов, таких как Сэм Атье. Всего через несколько дверей находился еще один независимый книжный магазин, управляемый Маргаритой Уэббер, чей “восхитительный магазин” на Литтл-Коллинз, 343 продавал импортную литературу такой же клиентуре, как у Нибби.


Нибби наставлял начинающих художников, писателей и музыкантов, обеспечивая неформальное образование в области современной культуры и давая обратную связь об их работе. Одним из его величайших открытий был художник Ян Фэйрвезер, который в 1934 году провел свою первую выставку в Синтии Рид. По словам Кроуфорда, Нибби был “самым ценным человеком”, который “сделал для общего образования в Мельбурне больше, чем кто-либо из тех, кого я знал”.


Вместе со своей женой Эльвирой, преподававшей итальянский язык в Мельбурнской консерватории и Школе языков Берлица, Нибби был лидером итальянской общины Мельбурна. Супруги даже разработали курс итальянского языка для радио ABC, которое транслировалось по субботним вечерам. Нибби продвигал итальянский язык через свой итало-английский Ридер, самостоятельно изданный в 1936 году.


Нибби был активным критиком, регулярно вступавшим в борьбу за современное искусство в прессе. Как он писал в “Мельбурн геральд” в 1931 году, модернизм был не “капризной модой”, а скорее "выражением духа времени".


Он столкнулся со значительным сопротивлением в окопах культурных войн Австралии. В 1930 году он был оштрафован на 20 фунтов стерлингов за импорт неназванной “непристойной книги”, а его художественная критика вызвала шквал реакционного гнева.


Наиболее печально известно, что в 1937 году Нибби был брошен в центр национального внимания, когда австралийская таможня конфисковала 50 гравюр "Лежащая обнаженная" Модильяни, импортированных для продажи в художественном магазине Леонардо. Хотя обнаженные натуры Модильяни висели в ведущих галереях мира, таможенники сочли изображение порнографическим и предназначили отпечатки для уничтожения. Чиновники опасались, что обнаженная натура “понравится не только коллекционерам произведений искусства”.


Этот инцидент возмутил художников и вызвал новые дебаты о цензуре в австралийской культуре. Известный своей воинственностью Адриан Лоулор встал на защиту Нибби, осудив “шмелей” с “нелепыми полномочиями цензуры”, работающих в таможенном департаменте. По его мнению, обнаженная натура Модильяни была великим произведением искусства, “совершенно лишенным малейшего намека на похоть”.


Викторианское общество художников также протестовало против этого решения. В письме министру таможни общество настаивало на том, что лежание обнаженным не содержит “никакого намека на непристойность”, а является работой “непревзойденного художника”.


Сам Нибби подал апелляцию на изъятие его отпечатков, которые он получил с большим трудом и ценой во время визита в Италию. В ноябре дело было передано в Совет по книжной цензуре, учрежденный в 1933 году для консультирования министра таможни по вопросам цензуры ввозимых книг. Согласно статье 52 Закона о таможне, все, что считается богохульным, непристойным, будет запрещено.


Архив молчит об окончательном решении совета относительно гравюр Модильяни, но записи в Национальном архиве Австралии свидетельствуют о том, что протесты художников его не тронули. Хотя член совета сэр Роберт Гарран признал, что оригинальная картина Модильяни не была непристойной, он посоветовал таможне, что “грубая репродукция”, проданная по “цене открытки”, привлечет покупателей, больше заинтересованных, чем в “художественных достоинствах”.

-----
18
Тема Новости Туристу на заметку Интересные факты о разных странах Культура и традиции стран Куда поехать отдыхать недорого
Страны Австралия

Оставьте комментарий:
Осталось символов: 150

* — Поля, обязательные для заполнения