Кирилло-Белозерский монастырь – обитель и музейный комплекс
- Билеты на самолет
- Тревел блоги
- Кирилло-Белозерский монастырь – обитель и музейный комплекс
Вход на сайт
09 июля 2021
Если вы любите речные круизы, действительно увлекательное туристическое времяпровождение и если вам интересно северное направление, например, в сторону северной столицы, то наверняка на вашем пути встанет небольшой город с пристанью – Горицы, из которого можно совершить туристическое или паломническое (кому что больше подходит) путешествие к белым стенам Кирилло-Белозерского монастыря. Добраться сюда можно и посуху – до городка Кириллова.
В эти самые места, расположенные у берегов Сиверского озера, так рассказывает предание, в далеком 1397 году пришли два монаха Кирилл и Ферапонт, покинувшие московский Симонов монастырь в поисках более уединенной жизни. Это были основатели двух русских монастырей, увековечивших их имена – Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.
Такие разные сферы деятельности Кирилло-Белозерского монастыря
В XV-XVII веках Кирилло-Белозерский монастырь являлся богатейшей обителью и в духовном плане, и в материальном благополучии. Он был духовным центром всего Русского Севера и в то же время весьма успешно справлялся с хозяйствованием, выгодно торгуя рыбой и солью.
В XV веке в монастыре хранилось более двухсот рукописных книг, с началом книгопечатания к XVII столетию их уже насчитывалось более тысячи.
Процветанию монастыря в XVI веке способствовали пожертвования богатых купцов, которые были сопоставимы с царскими вкладами. Всегда на Руси и в России купечество выступало в роли благодетелей жертвователей, а в дальнейшей истории – меценатов.
В конце XV – начале XVI вв. монастыри открывались на многих русских территориях, часто обители скрывались за высокими стенами, выполняя задачу и оборонительных крепостей. Так в начале XVII века Кирилло-Белозерский монастырь отбил атаки нападающих литовцев и поляков.
Монастыри также выполняли еще одну не очень приятную функцию, в них ссылали опальных и неблагонадежных персон. В этом отношении Соловки не единственная обитель (и не только в советский период), имеющая печальный опыт воспитательного и наказующего места. В Кирилло-Белозерском монастыре провел в заточении последние годы жизни опальный патриарх Никон.
Святой основатель монастыря и рождение Ивана Грозного
Монах высокой духовной жизни Кирилл Белозерский, который в свое время писал сыновьям Дмитрия Донского, молитвенно поспособствовал появлению на свет Ивана Грозного. Его отец Василий III со своей женой Еленой Глинской приехали в обитель к будущему преподобному с единственной заботой и просьбой – просить его святых молитв для продолжения царского рода, о даровании долгожданного наследника. Так все и получилось. Правда, по исторической иронии святой человек способствовал появлению тирана и страшного правителя.
Но в те годы в благодарность за исполненное Василий III построил церковь архангела Гавриила, вложив собственные деньги. Она стоит параллельно Успенскому собору. Здесь в архитектуре чувствуется влияние приглашенных итальянских мастеров. Поэтому, находясь в церкви, можно увидеть некоторые черты, которые роднят ее с Успенским собором Московского Кремля. Его также возводили итальянские зодчие. Около церкви расположена трехъярусная колокольня. К тому времени монастырь был достаточно богат, чтобы иметь сильный и благозвучный звон.
Пройдут годы и в небольшой монастырской церкви Иоанна Лествичника появится богато украшенная келья царя Ивана IV Грозного, который благоволил монастырю и даже собирался принять здесь монашеский постриг.
Вполне благополучная история обители в первые годы советской власти и в дальнейшие годы
Революция 1917 года не нанесла Кирилло-Белозерскому монастырю большого урона, можно сказать, отчасти повезло. Он не был разрушен, как это было модно в то время. В 1924 году на его площади был организован музейный заповедник. В общем, не самый плохой вариант, тем более, если вспомнить, что творили большевики с храмами и монастырями в самые атеистические годы. Однако многие ценные иконы были экспроприированы у монастыря и переданы в московские и ленинградские художественные музеи. Древняя рукопись Задонщины нашла свое пристанище на Святой Земле.
В конце 90-х годов прошлого века часть монастыря стала собственностью Вологодской епархии. Поэтому сейчас на территории обители существует действующий монастырь, и музейный комплекс – художественный и архитектурный. Музей икон, расположенный в Трапезной палате, продемонстрирует обширную коллекцию образов. Также в музейных залах можно познакомиться с бытом и народными промыслами местного населения.
Крепкие стены и великолепные постройки
Архитектурный ансамбль Успенского монастыря формировался не один год и даже не одно столетие, однако ансамбль обители создает удивительное чувство гармонии и целостности.
Наиболее старинная историческая часть монастыря протянулась вдоль Сиверского озера и вполне закономерно ее название – Старый город, который состоит из двух монастырей – Ивановского и Успенского.
В небольшой церкви-приделе, носящей имя преподобного, пребывают мощи Кирилла Белозерского.
Первые стены монастыря представляли собой деревянный частокол. Затем появилась необходимость в более надежной защите и строятся уже каменные стены для защиты от непрошенных гостей. Башни стен были спроектированы грамотно, они располагались в углах крепостной стены. Башни имели многогранную или круглую форму, что позволяло обеспечить круговой обстрел от врагов. Для красоты все стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря украшены характерными кирпичными узорами, небольшими нишами, поребриком по всему периметру.
Успенский собор Успенского монастыря
Любопытна история создания главного собора Кирилло-Белозерского монастыря. До постройки каменного храма на его месте были две деревянные церкви. Первая из них была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы так же, как главный собор Симонова монастыря, из которого пришел инок Кирилл, пытаясь найти полное уединение для молитвенного подвига. И таких совпадений в житиях святых можно найти огромное количество.
В XIV веке иконостас Успенского собора был четырёхъярусным и располагался в строгом каноническом порядке. Нижний ряд был посвящен иконам местных святых. Над ним размещался праздничный иконостас, повествующий о конкретных евангельских событиях, связанных с церковными датами. Следующий ярус Деисусный демонстрирует шествие святых ко Христу, восседающему на престоле. Самый верх посвящен Богоматери и библейским пророкам.
После революционных событий иконостас Успенского собора был чудом сохранен, но многие иконы разошлись по музеям – Русскому, имени Андрея Рублева, Третьяковской галерее. На сегодняшний день лишь часть образов возвращена монастырю.
5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.