Вход на сайт
29 марта 2021
Музыка является многогранным видом искусства, которая показывает, как разнообразные люди ощущают окружающий мир. В каждом времени, были люди, которые хотели разделить своё мироощущение с другими. К ним относятся все люди творчества, в частности, музыканты.
Гёте отмечал, что «Юмор - один из элементов гения». Музыканты чувствительны, обладают богатым воображением и многие из них любили пошутить. Юмор может быть лишь в названии, либо целым произведением (шутка, юмореска, скерцо и прочее.). Чувство юмора у них часто своеобразное - с профессиональным характером, поэтому бывают понятны только им самим. Но это бывает характерно многим профессиям.
Сейчас нам кажется, что необходимо вникнуть в музыку, прочувствовать, и сидим с каменными лицами, созерцая игру на инструментах. Но, музыка начиналась совершенно не с этого. Когда-то слова «музыкант» и «шут» были синонимами. Музыка была необходима, чтобы веселить людей, кроме церковных песен. Они были для просветления умов и очищения души. Следовательно, музыканты были веселыми ребятами, раз поднимали людям настроение.
В средневековье в Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России - шутами и скоморохами. У Анны Иоанновны служил шут. Он был знаменитым скрипачом из Италии. При этом он обладал крайне странным прозвищем: Педрилло. Также, он обладал званием: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена святого Бенедикта».
Несмотря на это, судьба комического в музыкальной отрасли сложилась драматично. Многие искусствоведы либо не упоминают о юморе в музыке, либо отрицают его. Прошло немало лет, но это же не значит, что творческие люди потеряли чувство юмора. Почти про каждого великого композитора рассказывают, про его выходки.
Иногда юмор композитора заложен лишь в названии произведения. Так например у Бетховена. Рондо cоль мажор Бетховена мощное, яростное, но авторский подзаголовок заставляет улыбнуться: «Ярость по поводу утерянного гроша».
Музей Бетховена находится в Бонне. В нем сочетается скопление более 150 документов композитора и мультимедийные технологии, показывающие жизнь и творчество Бетховена.
В Бадене дом Бетховена сохранил скромную, но уютную обстановку. Летняя резиденция наполнена фотографиями, приятными мелочами и любимым роялем от друга. Резиденцию оформлял сам композитор, когда пытался излечить потерю слуха. Все напилено мягкими и нежными воспоминаниями, кроме спальни. В ней до сих пор чувствуется дух отчаяния.
Смешные названия часто делал француз Эрик Сати. К его созданиям относятся: «Вялые прелюдии для собаки», «Бюрократическая сонатина», «Изысканные вальсы пресыщенного жеманника» и т.п. Помимо названия больше ничего смешного в самой музыке у него нет. В честь этого композитора есть музей - шкаф. Он считается самым маленьким в мире. Состоит из одной комнаты, где жил и писал Эрик при жизни. Обстановка не отражает быт тех времен, но в ней есть вещи композитора. Он находится Париже /д. 6, ул. Корто, Франция/.
Иоганн Себастьян Бах создавал произведения, подражающие, например, жужжанию комара, писку цыплят, квохтанью кур, полёту шмеля, крику осла, чиханью и др. Если интересует ознакомиться с творчеством Баха, то если будете в Германии стоит зайти в Музей, названный в его честь (Лейпциг, Саксония). В нём хранятся все документы, относящиеся к жизни и творчеству творца.
Также подражанию чиханию присутствовала в сиюте у венгерского композитора Золтана Кодая. О его творчестве, жизни, важнейшие документы расположены в музеи Будапешта. Этот музей основан в 1990 году в доме, где проживал композитор всю свою жизнь. В этом месте хранятся не только разнообразные вещи, старинные письма, ноты на русском языке Кодая, но даже его знаменитый рояль, на котором игрались лучшие его произведения.
Веселые проделки делал Гайдн. Однажды он проучил публику, спавшую на его выступлениях. Он создал очень усыпительную, тихую мелодию, но в какой-то момент потряс умы зрителей фортиссимом и фанфарами всех духовых. Музей в честь Йозефа Гайдна, существует с 1889 года, в доме, где провел свои последние годы композитор. Он расположен в Вене. Вся обстановка музея наполнена творчеством и ощущением - застывшего времени... На столе лежат записи, источенный карандаш, приглушенный свет и чудится, что вот-вот придет хозяин и приоткроется крышка рояля, а из него «польется» одурманивающая музыка.
У композиторов бывают еще более злые шутки чем у Гайдна. Гектор Берлиоз мучался из-за неразделённой любви, поэтому на публике, в частности в «Фантастической симфонии», он высмеивал это чувство и возлюбленную. Римский-Корсаков сочинил политическую сатиру «Золотой петушок». В ней он надсмехался над царем Додона, заставив его петь, любовную арию на мотив «Чижика-пыжика».
Сен-Санс часто добавлял в музыку анекдоты или карикатуры о музыкантах. В своем проведение «Карнавал животных» композитор представил музыкантов в виде животных: черепахи, птицы, слон, кенгуру, и т.д. Посреди них находились наиболее редкие звери — пианисты. В самом центре располагалось «ископаемое животное» - священная корова, олицетворяющая В.А. Моцарта.
Р.К. Щедрин написал пьесу «Юмореска» построил на диалоге осторожных, крадущихся интонаций, «замышляющих» озорство. Юмор и насмешки заканчиваются от «вышедшего из терпения» резкого последнего аккорда.
Остроумие и жизнерадостность были свойственны С.С. Прокофьеву, особенно в опере «Любовь к трём апельсинам». В ней собраны все виды юмора (ирония, гротеск и др). В пьесе главного героя - печального принца ничто не радует, пока не найдет три апельсина. От героя требуется мужество для данного подвига. После веселых приключений он находит в одном из апельсинов Принцессу Нинетту, спасает её от злых чар. Триумфальный ликующий финал завершает оперу.
Музей С.С. Прокофьева расположен в Москве, в Камергерский пер., 6. Здесь можно узнать не только о всех гранях творчества музыканта, но и разнообразных увлечениях, например: об игре в шахматы, дирижированию. Жемчужиной музея является рояль Steinway&Sons. Он считается верхом совершенства среди музыкальных инструментов - символом роскоши и высочайшего искусства.
И.Штраус в медленном вальсе сумел рассмешить публику резким пистолетным выстрелом. В «Семинаристе» М.П. Мусоргского при нежной романтичной мелодии, нарушается ход событий скороговоркой, - зазубриванием латинских текстов.
Композитор Джон Кейдж создал произведение «4,33» в трёх частях. Оно полностью состояло из тишины, естественно, исполняемое на любом инструменте. В его необычные идеи вошло исполнять музыку ластиками, на воде, на кастрюлях, закладывать гайки в инструменты и многое другое, что только пришло на ум. Также пробовал при записи произведения заменять ноты, разными символами: плюсами, точками, скобочками. Другое творение состоит в надувании воздушных шаров и прокалывание их музыкантами. Последнее творение заключалось в печати одним пальцем на древней пишущей машинке. В конце выступления он вынимал пропечатанный лист, делал из него самолётик и запускал в зрительский зал. Он был американским композитором и музыкальным теоретиком. Его до сих пор почитают. На его идеях выступают разнообразные ансамбли, устраивают экскурсии по его творчеству и проводят «Арт-эксперименты», в частности в Музеи «Гараж» /ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32, Парк Горького, Москва/. В этом музее проводились такие мероприятия, как «Потрогай музыку», концерт-перформанс «Музыка вне стен», «Свободное время». Кейдж любил провоцировать публику, и сыграл в прямом эфире музыку: «Водная прогулка» на нетривиальных предметах. Этот же процесс решили провести и в музеи. Для этого будет использовано 34 предмета, среди которых заводная рыбка, рояль со съемной крышкой, скороварка, несколько кубиков льда, стеклянный стакан, игрушечная резиновая уточка, 12 красных роз, а также ванна, наполненная водой. Смотрите за их идеями, они сумеют удивить.
Злорадными шутками веселились не только композиторы, но и оркестры. Они часто издевались друг над другом, например: когда коллега засыпал наклеить на очки черную бумажку, чтобы тот проснувшись испугался; прикрепить к дирижеру обидную кличку или фразу («пни меня»; «ведро»; «нет не знаю»; «играю как могу»).
Музыканты сами могут сочинять анекдоты, которые потом переходят к обычным людям. Особенно часто такие шутки о духовиках или альтистах. Как, например, случай в симфоническом оркестре, в который пришел новый альтист. Самое начало репетиции. Альтист играет по новым нотам, и переворачивая страницу видит пометку «пригнуться». Он машинально пригибается. Через некоторое время видит то же самое, но понял, что, что-то не так и поэтому не дергается. Далее снова то же самое. Альтист не пригибается и вдруг происходит резкий удар кулисой по голове сидящего сзади тромбона...
Творческим людям скучно не бывает.
В моем блоге еще много интересного ;-)
Не забудьте узнать от куда произошел праздник "День дурака" в России
Поэтому чем бы Вы не занимались, и где бы не работали, юмор естественен
5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.