Волшебное путешествие в мир авторской куклы
- Билеты на самолет
- Тревел блоги
- Волшебное путешествие в мир авторской куклы
Вход на сайт
12 сентября 2021
Куклы являются не только традиционными детскими игрушками, но и настоящим художественным промыслом с глубокими традициями, уходящими в прошлые века, и порой достигающим высочайших уровней мастерства. Это касается, прежде всего, авторской куклы.
В кукле есть нечто мистическое, ведь она так похожа на человека, являясь его материальным образом. Возможно, потому многие писатели обращались к кукольной теме. Из современных – это, безусловно, харизматичная, талантливая Дина Рубина в своем романе Синдром Петрушки, в котором человек с куклой практически менялись местами в жизни. Бодрый хитроватый Буратино и его итальянский брат Пиноккио Карло Коллоди, кукла наследника Тутти и перевоплотившаяся в нее маленькая циркачка Суок из Трех Толстяков Юрия Олеши сопровождают нас с самого детства.
Историческое путешествие в мир кукол
В Древнем Египте возраст некоторых кукол насчитывает около четырех тысяч лет. Функции у них были ритуально страшноватыми. Куклы развлекали умерших в их гробницах пирамидах. Они были весьма своеобразными внешне. Египтяне верили в то, что изображения человека могут оживать, и куклы не имели ног, поэтому не могли покинуть гробницу.
На территории современной Чехии тоже находили кукол довольно почтенного возраста – до 35 тысяч лет. Они также были созданы для печальных ритуалов. Кукла делалась по образу любимого умершего человека, за ней ухаживали, общались и даже кормили.
А вот в Древнем Риме и Греции у кукол появляется более светлое предназначение – девочки с юного возраста учились на них ухаживать за малышами.
У славянских народов кукла долгое время являлась оберегом, защищала от злых сил, принимала несчастья и болезни своего хозяина.
В XVII-XVIII вв. изобретательные французы придумали куклу Пандору, которая была призвана демонстрировать модную одежду того времени в миниатюре. Ее личико делалось из фарфора, а для кукольных причесок использовались натуральные волосы. В XIX веке те же французы изобрели куклу-ребенка непосредственно для детских игр. Таким образом, кукла превратилась из дамы в хорошенькую девочку или упитанного пупса.
До революции в России кукольные головки изготавливались на небольшом фарфоровом заводе самого А.Н. Бенуа в Санкт-Петербурге.
В советской России репрессиям подвергались не только неблагонадежные к режиму люди, но и куклы. Так в 20-е годы народный комиссар просвещения А.В. Луначарский закрыл фабрики по производству фарфоровых кукол. Пролетарский приговор – излишняя буржуазность изделия.
Прообразом авторской куклы выступила изящная статуэтка из воска импрессиониста Эдгара Дега Маленькая танцовщица.
Коллекция царских кукол из Царскосельского Екатерининского дворца
Многие исторические коллекции знаменитых кукол путешествуют по разным музеям России. В Воронежском художественном музее имени И.Н. Крамского гостила интереснейшая кукольная коллекция из Царского Села, которая дала возможность почувствовать семейную атмосферу последнего российского императора Николая II.
Младшие дочери, великие княжны Анастасия и Мария играли преимущественно немецкими куклами производства XIX - начала XX вв.
Практически у каждой кукольной дамы была собственная посуда, фарфоровая или хрустальная, свои письменные принадлежности и аксессуары.
Наряды шились из натуральных материй – батиста, бархата, шелка, нередко украшенных настоящими кружевами. Куклы малыши были подвижны во всех суставах, благодаря специальным шарнирам и снабжены всей необходимой младенческой амуницией – чепчиками, пинетками, батистовыми распашонками.
Современные мастера кукольного искусства часто воспроизводят куклу в исторических нарядах по фотографиям того времени. Так получаются подобные творения реплики. В данном случае милый гусар в полном военном обмундировании того времени.
Цесаревич Алексей Николаевич занимал свой досуг, как многие его сверстники, оловянными солдатиками. На выставке была представлена целая миниатюрная армия.
Причем каждый солдатик имел собственное лицо – мимику, выраженные чувства, даже индивидуальную позу.
Деревянная лошадка, на которой качался маленький цесаревич, поражает своими пропорциями и материалом, из которого она сделана. Практически это небольшая лошадь в миниатюре, с настоящей шкурой, седлом и упряжью.
Куклы Храма всех религий
Недалеко от Казани, в селе Старое Аракчино построен на личные средства местного энтузиаста Вселенский храм, он же Храм всех религий и Международный культурный центр духовного единения. В Центре случаются интересные выставки. Например, не так давно здесь экспонировались авторские куклы в роскошных национальных костюмах. Причем национальные мотивы переплетались с оригинальными художественными образами автора и получались вот такие живописные красавицы, в которых можно было увидеть и татарские, и русские мотивы и даже нечто имперское из российской истории.
Авторская кукла с историческим лицом
Недалеко от Воронежа, в небольшом городке Рамонь расположен настоящий замок, замок принцев Ольденбургских. Построен он был при внучке Николая I принцессе Евгении Ольденбургской, женщине незаурядной, прекрасно управляющей имением. Она искусно занималась хозяйством и сахарным заводом, уделяя внимание благотворительности и всячески поощряя художественные таланты. Издательство, организованное принцессой, выпускало художественные открытки с репродукциями А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, И. Е. Репина, В. Е. Маковского. Даже фантики конфет, выпускаемые сахарным заводом принцессы Ольденбургской, были художественно с большим вкусом оформлены. В наше время художники создали портретные куклы принцессы Евгении Ольденбургской и ее супруга Александра Петровича.
Современные коллекционные куклы
Во многих городах проходят выставки современных авторских и коллекционных кукол. Мероприятия эти всегда интересны и даже обладают определенной мистикой, ведь куклы так похожи на нас, иногда невероятно до изумления.
У хорошего мастера кукла имеет свой характер и даже собственный внутренний мир, отраженный в ее глазах. Работа над куклой – тонкая, иногда ювелирная. Каких только трудов стоят наряды дам XVIII-XIX веков. Колечки на тоненьких пальчиках, колье и бусы, диадемы и сережки, кринолины и турнюры, шляпки, тончайшие чулки и перчатки. В общем, когда смотришь на такое чудо, восхищаешься и появляется желание снять шляпу перед мастерством художника, создающего куклу.
А каким образом посредством фарфора, полимерной глины или запекаемого пластика художникам удается поймать эмоцию, запечатлеть чувство или отразить мысль на кукольном личике? Загадка. Перед ней хочется стоять, восхищаться и пытаться найти разгадку.
5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.