Жил-был на свете дерзкий, бесстрашный и сообразительный разбойник Жост. Бесстрашный, потому что никого не боялся. А сообразительный потому, что догадался промышлять там, где не додумались другие.
Когда-то купцы, въезжавшие в Москву, обязаны были платить налог. «Контрольно-пропускной пункт» на Ярославском тракте находился в Мытищах. Иные торговцы жадничали и пробирались в столицу обходными путями через леса да поля в надежде сэкономить лишнюю копеечку. Вот там-то, в окрестностях Мытищ Жост и обосновался. Купцы-одиночки становились его лёгкой добычей, хотя, и с караванами справлялся. Что с возу «падало» - становилось трофеем лихих людей. Чем кончил этот самый Жост, история умалчивает. Но имя его увековечилось в названии деревни, что образовалась в 30 километрах от Москвы.
Народный промысел
Основным занятием жителей деревни Жостово, впрочем, как и нескольких соседних в XIХ веке было расписывание различных изделий из папье-маше: шкатулки, табакерки, коробочки всех размеров, кошельки, портсигары и т.д. Тут умели красиво нарисовать и аккуратно залакировать, работы местных мастеров весьма ценились. Сказывалась также близость к Москве, то бишь, главному рынку сбыта. Везли туда также подносы, которые тогда тоже делали из папье-маше. Да-да, жостовские подносы поначалу были картонными! Потому не выдержали конкуренции на ярмарке в Митаве в 1836 году (ныне Елгава, Латвия, а тогда столица Курляндского герцогства). Они были красивыми, но подносы из Нижнего Тагила – металлическими, а значит, более прочными, и могли выдержать не только, скажем, чашки, но и большой пузатый самовар. Это было важнее: по всей стране как грибы после дождя росли чайные, трактиры, питейные заведения, где подносы были незаменимы.
Осип Вишняков – сын основателя кустарной мастерской в Жостово, который до того неплохо сбывал товар и на провал в Митаве не рассчитывал, быстро смекнул, что к чему. И кровельное железо с Урала поехало в Москву в больших, чем требовалось для жостовких крыш, количествах. Здешним мастерам удалось придумать, как сделать свои рисунки долговечными, за счёт этого именно Жостово стало центром росписи по металлу, хотя и в Нижнем Тагиле по сей день выпускают подносы. А лаковая миниатюра осталась в Федоскино, знаменитом своими шкатулками.
Уже в 1870 году жостовские подносы получили серебряную медаль на Всероссийской промышленной выставке в Петербурге, а через два года золотую медаль – на Политехнической выставке в Москве. Это были первые награды, но победное шествие жостовских подносов на них не окончилось. Где бы они не участвовали, непременно получали награду.
Интересно!
Существует более 150 привычных форм жостовских подносов. 32 из них делается на станках, остальные – куются вручную.
Жостовская роспись
Интересно, что поначалу художниками были исключительно мужчины – когда-то крепостные, потом артельщики, затем обычные советские граждане. Обучались у своих же, более опытных мастеров с фабрики. В советское время приехала в Жостово делегация авторитетных живописцев из Москвы во главе с Петром Кончаловским. Собирались научить местных писать, согласно академическим представлениям о живописи. Да так и уехали столичные художники ни с чем. Поняли, что традиции нарушать не следует, и вся ценность жостовской росписи в её самобытности.
Только в войну, когда все мужчины ушли на фронт, рисовать начали женщины. Разгибали жестяные банки из-под американской тушёнки и появлялись на них яркие цветы – радостные, будто из мирного времени. А потом уж так повелось, что женщин-художников на фабрике больше, чем мужчин.
К слову, основной рисунок создаёт один художник (расписывают поднос, держа его на коленях, а не на столе). А орнамент по краю изделия выписывает тонкой кистью другой. Между собой они не договариваются, поэтому второму – тому, кто пишет орнамент, приходится самостоятельно погружаться в задумку коллеги и создавать орнамент, который поддержит общую идею.
Интересно!
Лакировка чёрным лаком и роспись под светлый лак изначально появились в Японии и Китае. В Россию технология дошла 400 лет назад. Наши умельцы приспособили восточные практики к местным материалам и во многом превзошли тамошних мастеров.
Жостово – музей
Ныне в музее при Жостовской фабрике хранятся первые созданные здесь подносы, а также уникальные авторские работы местных мастеров разных эпох. Есть тут разрисованные в советском стиле – с гербами и звездами, портретные – с Пушкиным или Мичуриным, с русскими тройками или купчихой, пьющей чай, с совсем нетрадиционными, более современными рисунками. Осмотреть эти произведения искусства можно во время экскурсии. Длится она примерно час. Сначала посетителям показывают короткий фильм о производстве, затем художник прямо при вас нарисует на небольшом подносе традиционные цветы и расскажет об основных этапах технологии, после этого гид проведёт по залам, попутно рассказывая 200-летнюю историю жостовского подноса. Честно говоря, сфотографировать хочется каждый поднос, настолько они не похожи друг на друга. Вот два петуха, взъерошенные в схватке, расположились на подносе, будто наш, русский инь и янь. Там – золотые павлины с такими пушистыми хвостами, словно на поднос наклеили перья, а не краской их рисовали. Вон щука хватает наживку, а рядом – среднерусский пейзаж с тающими снегами и прекрасные Кижи на закате дня. Тут же заяц, рассыпавший корзину с овощами, и аппетитный натюрморт с фруктами. Словом, забываешь, что разглядываешь такую утилитарную вещь, потому что это настоящие картины.
Экскурсия длится около часа, а потом непременно нужно пойти на мастер-класс. С помощью фабричных художников вы распишете небольшой овальный поднос – карандашницу. Его заберут, высушат в печи, покроют лаком и передадут вам. Увлекательное занятие для человека любого возраста. И не волнуйтесь, если не умеете рисовать: контур нанесут художники, они же подправят ваши ошибки. Хотя, по этому контуру рисовать не обязательно, можете попробовать сделать что-то своё.
После экскурсии и мастер-класса отправляйтесь в магазин и попробуйте выбрать что-то для себя. Это очень сложно, потому что глаза разбегаются, и хочется купить всё.
Жостово – роспись по металлу
Технология производства жостовского подноса состоит из нескольких этапов:
- Куётся вручную или на штамповочном прессе заготовка определённой формы.
- Заготовку обезжиривают, шпатлюют и очень тщательно шлифуют, добиваясь, чтобы поверхность будущего подноса стала исключительно ровной и гладкой.
- Наносится грунт по металлу, затем два слоя чёрной эмали. Каждый слой хорошо высушивается и шлифуется.
- Художник наносит первый слой – «замалёвку». Цветы, листья, бутоны прорисовываются первым фоном, появляется общий контур рисунка. Затем поднос сушится в печи при температуре сто градусов в течение 8-12 часов.
- Автор наносит тени и блики, выписывает детали цветов, чтобы они стали живыми. В конце делается «привязка»: прописываются лёгкие травинки, которые связывают всю композицию, придавая ей законченность и объём. После этого – снова в печь, на сушку.
- Поднос переходит в руки орнаменталиста, чтобы тот нанёс ажурную сетку (иногда она также включает цветы, листья и бутоны) на края подноса.
- Поднос покрывается несколькими слоями бесцветного лака, сушится и полируется для придания зеркального блеска.
Купить поднос
На сегодняшний день официальных магазинов от фабрики два: собственно при фабрике и в ГУМе. Правда, говорят, что в апреле 2018 года московский магазин закроется. Откроется ли где-то в другом месте, пока неизвестно.
Цены начинаются с 590-790 рублей за небольшие подносики круглой и овальной формы. Подносы диаметром 40-50 сантиметров стоят 1,5-3 тысячи рублей. Роспись на всех авторская (под рисунком обязательно есть фамилия художника). Конечно, есть и более дорогие подносы, цена некоторых доходит до 100 тысяч. Но это уже и ковка ручная, а не штамповка.
Экскурсия в Жостово
Экскурсии и мастер-классы проводятся каждый день по времени, начиная с 9 утра и до 17 часов. Нужно позвонить и записаться. Цена зависит от количества человек в группе: от 200 рублей (детям, пенсионерам и студентам 100 рублей) до тысячи рублей за индивидуальный тур. Мастер-класс стоит дороже и обойдётся от 690 рублей (490 – льготный) до 5 тысяч при индивидуальном посещении.
Посмотреть цены и подробную информацию по экскурсиям и мастер-классам можно здесь.
Жостово: как добраться
Электричкой
С Ярославского вокзала Москвы до станции Мытищи (время в пути – около 25 минут). Затем на автобусе № 26 или маршрутке до Жостово (примерно полчаса).
Автобусом
Из Москвы, от станции метро «Медведково» до Жостово идёт автобус № 438. Время в пути – около 30 минут.
На автомобиле
Съезд с МКАД на Осташковское шоссе. По нему – до посёлка Жостово, далее по указателям до фабрики. Внимательно смотрите по сторонам, многие жители посёлка пишут номера домов - на чём бы вы думали? – на подносах, конечно! Адрес фабрики: Московская область, городской округ Мытищи, деревня Жостово, улица Дивная, строение 15
Жостово – официальный сайт
На официальной странице фабрики вы можете прочесть краткую историю промысла, узнать информацию об экскурсиях и мастер-классах.
Фото с официального сайта Жостовской фабрики www.zhostovo.ru