Если вы ищете невероятной красоты и экзотических приключений, они могут найтись буквально под ногами — вернее, под ластами...
- Подводный музей: что стоит за каждой скульптурой
- Как добраться, сколько стоит
- Нужна ли виза
- Существуют ли ещё аналогичные музеи
Скульптор Джейсон Дэкейрис Тэйлор несколько лет работал инструктором по дайвингу в Гренаде, но, как только ему стукнул тридцатник, внутри что-то переключилось. Он решил, что хоть и любит океан, учить людей нырять с аквалангом — не то, чем стоило бы заниматься до конца жизни. Он собрался обратиться к своему руководству, а заодно и к правительству за помощью — создать на дне океана музей бетонных скульптур (в Гренаде, а затем — неподалёку, в мексиканском Канкуне). Зачем? Во-первых, это красиво: статуи совершенно сказочно смотрятся под водой — особенно, когда её толщу пробивают яркие солнечные лучи. А, во-вторых, он решил, что эти статуи со временем станут домом для множества микроскопических морских обитателей, которые изрядно пострадали после страшного урагана обрушившегося на Гренаду в 2004 году и которым сильно мешали жить туристы-аквалангисты. Экспонатами должны были стать продукты совместного творчества человека и океана — облепленые морскими жителями до неузнаваемости сюрреалистичные рукотворные статуи.
Первым проектом стал «Потерянный корреспондент»: скульптор посвятил композицию своему недавно умершему деду-писателю. Изваяние под водой должно было стать новым аттракционом для любителей снорклинга, потому что других интересных туристических аттракционов в Гренаде было не найти.
В 2007 году Тэйлор создал «Превратности» — поставленные в круг скульптуры мальчиков и девочек, держащихся за руки. Несмотря на то, что статуи были идентичными, поселившиеся на них морские обитатели создали на каждой из них уникальный рисунок. Из-за песчаного дна скульптуры было крайне трудно установить — монтаж занял десять дней. Даже если дно не ровное, место каждой скульптуры выбирается так, чтобы было относительно мелко и ощущалось течение, с помощью которого как раз и должны были добраться до работ микроскопические морские жители. Несмотря на то, что статуи сами по себе — довольно тяжёлые и весят несколько центнеров, а то и тонн, они дополнительно крепятся ко дну, чтобы их не снесло ни течением, ни даже цунами.
После кризиса 2008 года появилась композиция «Банкиры» — человек на коленях, уткнувшийся головой в песок. Он символизировал относительную близорукость банкиров, а также констатировал печальную данность: деньги подменили собой все остальные ценности. В 2012-м к человеку на коленях было добавлено несколько его коллег, и у каждого в... хм... в общем, в пятой точке было сделано отверстие — вышел отличный дом для морских угрей. По словам художника, это была его символическая месть миру Золотого Тельца.
«Антропоцен». У «Жука»-утопленника история печальная. Около одной из скульптур Тэйлора поселилось огромное семейство лобстеров — штук под сто. Но через неделю они бесследно исчезли. Оказывается, как-то ночью их выловили местные рыбаки. Чтобы лобстеров было труднее поймать, Тэйлор спроектировал скульптуру «Фольксвагена Жука» — внутри она была полой, но и без того весила десять тонн, поэтому её установка оказалась на тот момент хоть и непростой задачей, но на какое-то время — бесполезной: лобстеры вернулись лишь несколько лет спустя, когда Тэйлор практически отчаялся. Ребёнок на капоте, говорит он, это визуальная метафора, навевающая на мысли о том, что мы оставляем будущим поколениям.
«Инерция» — это человек перед телевизором, вокруг него — банки, пачки из-под сигарет, а в руках — бургер. Телек испещрён множеством дырок — чтобы было, где прятаться малькам.
«Тихая эволюция» — это масштабная композиция из 450 статуй в полный человеческий рост. Она находится в Канкуне (Мексика). Моделями послужили местные рыбаки и их семьи. Проект символизирует «сообщество, вставшее на защиту океана». Из 450 скульптур уникальны лишь 90, остальные — их реплики. Сейчас они — дом для почти 3000 молодых кораллов. То, что скульптуры повторяются, художника не смущает: «Под водой они становятся настолько разными, что даже если бы они все были из одной формы, через год все изменились бы до неузнаваемости». На работу ушло полтора года, 120 часов под водой, около 120 тонн цемента, 400 кг силикона и около четырёх тысяч стекловолокон.
«450 статуй в человеческий рост — это очень много», подумаете вы, и будете правы. Но лишь отчасти — на самом деле их производство занимает не так много времени. Скульптуры отливаются из специального цемента (из него же строила искусственный риф компания Reef Ball), который в морской воде за счёт своей фактуры позволяет морской мелочи (в основном, полипам) цепляться и закрепляться на поверхности. Моделей Тэйлор находит либо на улице, либо через интернет. Чтобы сделать слепок, человека обмазывают вазелином, затем делают гипсовое папье-маше, и уже по нему отливают форму из которой затем получается бетонный шедевр. «Большинство моих моделей даже не догадывается, что они себя уже увековечили. Но многим это нравится. Один товарищ даже напечатал свой скульптурный портрет на футболках и теперь проводит личный, так сказать, авторский тур по музею», — рассказывает Тэйлор. Ещё он добавляет, что истинный цвет кораллов раскрывается лишь ночью — особенно при естественном свете полной луны.
Для того чтобы создать скульптуру под названием «Святоша», Тэйлор «высаживал» кусочки живых кораллов в цементных полостях. Иногда они разрастаются и выглядят совершенно сюрреалистично, иногда могут заболеть и не цвести — «прямо как дети», говорит он.
Моделью для скульптуры «Океанический Атлант» на Багамах стала местная школьница Камила. «Она держит на своих плечах океан», — говорит про неё художник. «Школьница» весила 60 тонн, и устанавливали её шесть недель с помощью нескольких барж и огромных кранов с не менее огромными противовесами. «Долго будет стоять, говорит Тэйлор. — Но всё равно зарастёт, да и вообще основной художник — не я, а Океан. Я лишь создаю объекты, а он — даёт им души.»
Как автор совмещает социальный символизм и защиту дикой природы, можно послушать из первых уст на TED.
Как добраться и сколько это стоит
Мексика. Несмотря на то, что экспозиция находится в открытых водах (между Канкуном и Исла Мухерес), она — настоящий музей, в котором вы можете выбирать наиболее удобный для вас способ приобщиться к прекрасному: посмотреть на них через стеклянное дно лодки, нырнуть с аквалангом или маской и трубкой. Чтобы подобрать наиболее удобный вариант и выяснить условия экскурсий, администрация музея MUSA (Museo Subacuático de Arte) рекомендуют сразу связываться с ними напрямую либо по телефонам (по ссылке), либо через форму на сайте. Если вы выберете погружение с аквалангом (из-за мелководья, на котором располагаются некоторые из почти пятисот скульптур, это возможно не везде) и это — ваш первый раз, после тренинга вы можете получить сертификат, допускающий вас к погружению, в тот же день. Сам музей работает круглогодично. Но учтите, что с июня по август вместе с вами музей могут «посетить» белые акулы, и плавание с ними — это отдельная экскурсионная программа. Узнать среднюю стоимость авиаперелёта до Канкуна и присмотреть подходящий авиабилет можно здесь.
Гренада. Подводный парк скульптур находится в лагуне, на небольшом удалении от пляжа Molinere Bay, в природоохранной зоне на западном побережье Гренады. Добраться до побережья, откуда стартуют маршруты дайв-сафари, можно из Сент-Джорджеса, столицы острова, расположенной в шести километрах к югу. Перед началом погружения туристам объясняют расположение скульптур, удалённых друг от друга на расстояние от двух до пяти метров. Подводный музей скульптур находится там же, неподалёку, на западном побережье Гренады, в нескольких метрах от пляжа Molinere Bay, к северу от Сент-Джорджеса. Для осмотра подводного музея лучше выбрать дайвинг-тур в сопровождении местного инструктора. Погружение позволит увидеть скульптуры вблизи, тогда как снорклинг, несмотря на прозрачные воды лагуны, позволит увидеть скульптуры лишь на расстоянии. Более подробную информацию о подводном музее, а также фотографии новых работ Джейсона Дэкейриса Тэйлора, опущенных на дно, можно увидеть на официальном сайте The Underwater Sculpture Park.
Нужна ли виза
Для туристической поездки в Мексику достаточно получить бесплатно электронное разрешение через официальный сайт, оно однократное, действует только на одну поездку, но воспользоваться им вы должны в течение 30 дней после выдачи. Когда вы въедете в страну, находиться там сможете до 180 дней. Полученное электронное разрешение вам нужно будет распечатать и предъявить в аэропорту на паспортном контроле. Если вы собрались летать в Мексику раз в несколько недель, то лучше оформить в Консульском отделе Посольства Мексики мультивизу на полгода или на 10 лет.
Гражданам России не нужно получать электронное разрешение или визу для посещения страны, если:
- Имеется действующая мексиканская виза.
- Имеется любая действующая виза в США, виза Канады, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также виза любой из шенгенских стран.
- Человек легально проживает по долгосрочной визе/ВНЖ в США, странах Шенгенской зоны, Японии, Великобритании, Северной Ирландии, Канады, Чили, Колумбии или Перу.
Для поездки в Гренаду, если вы не собираетесь там остаться дольше, чем на 90 дней, виза не требуется, достаточно лишь действующего загранпаспорта, обратных билетов и наличия денег. Если вы едете с детьми, то на каждого ребёнка должен быть оформлен паспорт. Если вы — один из родителей, и везёте детей в Гренаду, то, кроме нотариально заверенного согласия одного из родителей, нужны копии всех страниц его паспорта.
Где ещё можно найти подобные музеи
- Из всего далее перечисленного, пожалуй, музеем может считаться этот скульптурный комплекс: несколько композиций Джейсона Дэкейриса Тэйлора, включая «Рубикон», монумент, посвящённый беженцам, сэлфи-скульптуру и ещё несколько инсталляций стали основой «Атлантического музея» (Museo Atlantico) в бухте Лас Колорадас испанского острова Лансароте.
- На тайском острое Ко-Тао скульптор Арнольд Спенсер, чтобы привлечь внимание к погибающему коралловому рифу, начал делать весьма эклектичные инсталляции с лицами. Однако именно туристы и стали причиной того, что риф, а также его обитатели постепенно загибаются. Ситуация двоякая: вроде и посмотреть на изваяния интересно, и вредить природе лишний раз не хочется.
- На тайском Пхукете подводный скульптурный парк создали после страшного цунами 2004 года, которое смыло не только половину пляжей в регионе, но и погубило множество людей.
- В Италии, в местечке Сан-Фруттуозо, недалеко от известного курортного городка Портофино, что в Лигурии, на многометровой глубине стоит бронзовый памятник Христу — так в середине ХХ века увековечил место гибели одного из первых аквалангистов Дарио Гонцатти его друг Дуилио Марканте.
- У берегов Александрии в Египте есть подводный музей с множеством статуй.
- На Багамских островах установлен гигантский шестидесятитонный монумент «Океанический Атлант» Джейсона Дэкейрис Тейлора.
- У Гранд Каймана на Каймановых островах на дне океана стоит статуя Амфитриты (жены Посейдона), которую там установил канадский художник Саймон Моррис.
- На Гавайских островах у берегов можно обнаружить несколько статуй Будды и Бодисатвы. Также подводную статую Будды можно найти возле Бали.
- У побережья Майами, штат Флорида, США, умельцы создали самый большой в мире искусственный мемориальный риф «Нептун» — прах усопших смешивают с цементом и песком и формируют на дне огромной территории (16-20 акров) атлантидоподобные элементы некрополиса.
- На дне у берегов острова Пасхи можно найти гигантские головы Моаи, которые создавались в 1994 году в качестве декораций к фильму, а сейчас ставшие домом для рыб.
- В ста метрах от мыса Тарханкут, что в Крыму, донецкий аквалангист создал «Аллею вождей» — с барельефами советских ...вождей, всех самых известных культурных и исторических деятелей XIX–XX веков и копиями некоторых архитектурных чудес света вроде Эйфелевой башни или радиовышки Татлина.